среда, 23 октября 2019 г.

О выступлениях с оркестром

Здравствуйте!

Выступления с оркестром. Для кого-то это - постоянная работа, заработок на жизнь. Для кого-то - периодический шанс показать себя, блеснуть своими талантами. Для кого-то - редкая и счастливая случайность. А есть и те, кому это даже не светит, к сожалению...

Пока вы не начали обижаться, продолжу. Кто-то мечтает сыграть с оркестром. Сыграв единожды, непременно хотят повторить. А кто-то вообще не хочет выступать с оркестром (по крайней мере, говорят так). Что же нужно, чтобы вас выпустили на авансцену перед большим (или не очень) коллективом?

Ну, для начала, нужно очень хорошо учиться. Ведь играть с оркестром выставляют далеко не каждого, а самых мастеров. В том числе и совсем маленьких. Так что, если ученик делает поразительные успехи в занятиях специальностью с самых ранних лет, то весьма велик шанс выступить с оркестром уже лет в 6-7. И далее, если успехи приумножаются, то играть с оркестром юное дарование будет регулярно - а, стало быть, только больше положительных эмоций!

Хотя, да, нервов на это уходит тоже немерено. Но, поверьте, все это многократно окупается, когда слышишь за своей спиной махину, которая тебя поддерживает, а уж аплодисменты по окончанию выступления... Да и родителям бальзам на душу от хвалебных речей преподавателей, оркестрантов и публики.

Мне довелось выступать с оркестром семь раз. Даже для рядового провинциального оркестранта это не много, ибо у нас в городе есть музыканты, которые чуть ли не ежегодно солируют с оркестром, а то и чаще. Семь раз - в одном выступлении сыграл в конце части инструментального концерта собственную каденцию, а много позже удалось даже собственное произведение исполнить. Разумеется, первый раз был самым волнительным. Я выступал на сцене филармонии с местным оркестром, исполнял вторую часть виолончельного концерта Гайдна (до-мажор). Даже видео осталось где-то очень-очень глубоко, искать его нет времени. В конце того произведения был у меня сольный отрывок - каденция, она создана для того, чтобы показать мастерство солиста. И я решил написать свою собственную каденцию - такая практика раньше была очень распространена. Не то, что бы мне не нравилась каденция самого Гайдна (или, по крайней мере, редактора) или Гутман, что была в приложении к изданию. Мне просто захотелось написать свою. И она всем понравилась.

Еще запомнился тот раз, когда я исполнял с оркестром первую часть концерта Дворжака. Я тогда учился в институте искусств, и играть надо было с институтским оркестром. Период в карьере у меня тогда был не самый удачный - я повторно переиграл правую руку. Для музыканта что-либо "переиграть" - проблема очень серьезная. Струнники, пианисты и народники переигрывают руки, духовики переигрывают губы, у вокалистов может сорваться ("перепеться") голос. Это происходит от неправильных, или слишком частых и усиленных занятий. В общем, я не мог играть на виолончели дольше пары минут, и то, если был довольно расслабленным. И моя учительница решила начать мое обучение с начала, с чистого листа (по крайней мере, для правой руки). Пару месяцев я сидел на упражнениях для правой руки, можно сказать, заново учился водить смычком. И эффект от этого был просто потрясающим - я, будто, заново открыл для себя искусство игры на виолончели. Абсолютно ни с чем не сравнимое чувство. Концерт прошел очень даже хорошо.

Так же хочется упомянуть два выступления с Борисом Андриановым - одним из самых выдающихся виолончелистов современности. Довольно уникальный был опыт, ведь мы исполняли попурри из композиции группы AC/DC "Thunderstruck" и русской песни "Полюшко-поле". В первый раз в солистах было четыре виолончелиста, скрипачка и пианистка, во второй раз скрипачка заменилась на трубача. Было очень круто и весело. Посмотреть можно здесь.

Ну и, наконец, крайнее мое выступление с оркестром - февраль 2019. Тогда я исполнял свое произведение "Мысли" для контрабаса со струнными. Дирижировал Евгений Мингалев, и спасибо ему огромное, ибо без его участия, мое выступление не состоялось бы. Вообще, отличный получился концерт, вот еще один классный номер из него:

Такой вот рассказ. Выступать с оркестром - это очень здорово и круто. Лично мне очень понравились все мои семь раз. Когда исполняемое произведение выучено от и до, можно получить истинное удовольствие от происходящего на сцене. Кто-то утверждает, что солировать с оркестром - огромная ответственность, только вот перед кем эта ответственность - мне лично не понятно. Перед самом собой, разве что, и перед самой музыкой. За свою карьеру я видел всяких солистов - хороших, и не очень. Некоторые даже забывали нотный текст прямо на концерте, причем не кто-то из нас, провинциальных, а, вроде как, крутые исполнители из Москвы и Европы. Нам-то все было ясно, но вот публика, почему-то реагировала абсолютно нормально. Вообще, в Воронеже публика довольно-таки благодарная и терпеливая.

Если вдруг вам выпадет шанс выступать с оркестром - ни в коем случае не отказывайтесь от этого. Можете сколько угодно рассказывать, что для этого надо много заниматься, да и вообще, зачем этот геморрой. Да, заниматься придется много, но а ради чего тогда вообще идти в музыку? Ради чего потрачено порядка пятнадцати лет на обучение тому, что подвластно далеко не каждому? К тому же, если вам предложили, значит не просто так. Впрочем, это лишь совет)))

Спасибо за внимание!

Вк
Facebook
YouTube
Instagram
Splayn

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последний поход короля

Приветствую )))  Да, литературу свою я здесь уже начал публиковать, но пусть текст этого сообщения останется без изменений.  Я до...