четверг, 15 февраля 2018 г.

Контрабас и бас-гитара - особенности инструментовки

Привет))) 

Поскольку второе высшее образование в России получить не так-то просто (прежде всего в материальном плане), композиции я учусь самостоятельно. Этому очень помогает работа в оркестре - видишь музыкальную ткань, можно сказать, изнутри. Помимо этого, внимательно слушаю очень много музыки, отмечаю для себя приемы инструментовки и развития музыкальных тем и форм. Да и вообще, на дворе двадцать первый век - если есть мозги, и интернет под рукой, то научиться можно чему угодно самостоятельно. 

Иногда на работе мы играем произведения, в которых, в качестве басов присутствуют и контрабасы и бас-гитара. Об этом и порассуждаю сегодня. 

Контрабас. Один из самых больших оркестровых (да и вообще музыкальных) инструментов. В симфоническом оркестре контрабас отвечает за самые низкие ноты, основу, фундамент звука. Если он еще и пятиструнный (пятая струна добавляет еще несколько нот снизу), то низкие частоты становятся воистину НИЗКИМИ. Ну и в плане диапазона пятиструнник родственен контрафаготу. 
Разумеется, контрабас можно увидеть не только в симфоническом оркестре. Про использование контрабаса в джазе тоже говорить не буду - банально, и все итак это знают. Но вот если говорить про всякие кабаре-банды, и даже ска-панк группы - там контрабас смотрится даже несколько уникально. Иногда даже у некоторых "небанальных" рок-групп можно увидеть его на сцене, правда, в последнее время все чаще в виде электро-контрабаса. Да и внешне "большая скрипка" очень эффектно смотрится на любой сцене, а уж про вращение контрабаса вокруг своей оси - излюбленный прием джазистов и ранних рок-н-рольщиков - вообще молчу. Сам люблю так делать))) 

Так вот. Контрабас - инструмент, прежде всего, акустический. Сейчас, конечно, технологии снятия звука с акустических инструментов развились очень сильно. И, разумеется, чем дороже звукосниматель - тем круче через него звучит инструмент. Конечно, многое зависит и от аппаратуры, и звукорежиссера, но это уже слишком глубокие дебри, залазить в которые сейчас не имеет смысла. 
Бас-гитара - инструмент изначально электрический. По строю от контрабаса ничем не отличается, по крайней мере в четырехструнном виде. Пятая струна на бас-гитаре настраивается на полтона ниже, чем на пятиструнном контрабасе (хотя есть произведения-исключения, где пятая струна на контрабасе опускается с до на си). 

Вернемся к изначальной теме. Сейчас подключенная бас-гитара дает куда большую и надежную басовую основу оркестру, чем группа контрабасов. И, разумеется, многие композиторы и аранжировщики этим пользуются. Но вот проблема - при использовании бас-гитары, в партитуре еще, зачем-то используют и контрабасы. И об этом подробнее. 

Для начала рассмотрим жанры, где оркестр может легко взаимодействовать с электроникой. Выступления рок-групп с симфоническим оркестром отсекаем сразу - это отдельная тема. Мы коснемся именно тех вещей, которые ИЗНАЧАЛЬНО написаны для оркестра с добавлением электронных инструментов и немного поговорим об переложениях и переинструментовках. Касаться академической электронной музыки я тоже не буду - это тема для отдельной статьи. 

Итак - вперед. На ум приходит прежде всего музыка для кино. Вот уж где сейчас раздолье - можно использовать все, что душе угодно. И тут использование контрабаса и бас-гитары одновременно полностью оправдано. Два родственных басовых инструмента дают противоположно разное звучание, разные звуковые эффекты, и обладают индивидуальными особыми приемами и фишками. Так что, в напряженном, динамическом отрывке можно легко различить бас-гитару с ритмичным рифом, в то время как в другом кусочке контрабасы с виолончелями тянут глубокие низкие ноты, усиливая драматизм. Но все это, опять-таки весьма поверхностно. Бас-гитара может очень красиво солировать на верхних ладах, а контрабасы резкой атакой смычка создавать динамичные ритмичные рифы. Все зависит только от воображения и умения композитора. Ну и да, эпичность в саундтреке - это, конечно низкие медные духовые. 

С саундтреками разобрались. Далее - эстрада. Но есть оговорка - именно инструментальные пьесы для оркестра или для солирующих инструментов с оркестром в эстрадном стиле. Про песни опять-таки разговор отдельный, ибо инструментальные пьесы в эстрадном стиле иногда включаются и в академическую учебную программу. 
Вот здесь частенько пишут одинаковую партию для контрабаса и бас-гитары. Что, если честно, бесит. Во всех случаях (кроме симфонического оркестра и камерной академической музыки) эти инструменты равноправны, но обладают кардинально разными приемами звукоизвлечения и спецификой. То есть, то, что удобно играется на контрабасе может быть трудноисполняемым на бас-гитаре, и наоборот.
Здесь я наконец-то рискну и выскажу свои соображения относительно современных композиторов- и исполнителей-академистов. Не раз я сталкивался с таким мнением, что раз человек постиг какие-то знания в сфере академического музыкального образования, значит ему подвластны эстрада, попса и рок. И когда академически обученный человек исполняет попсовую или даже рок композицию с истинно академическим деревянным лицом - это смотрится, да и воспринимается в целом очень нелепо. Если вы думаете, что академистов не учат артистичному исполнению произведений, написанных сотни лет назад, то глубоко ошибаетесь. Учат, еще как. Даже требуют артистизма на сцене, показывания того, что ты переживаешь музыку, которую исполняешь. Просто из провинций очень редко кто уезжает после получения высшего академического музыкального образования. Чаще всего выпускники (а, зачастую, будучи еще студентами) устраиваются на работу в оркестр, который напрочь убивает в людях артистизм или его зачатки. Исключения составляют те музыканты, которые помимо работы в оркестре мотаются по "халтурам" - играют в кабаках, ресторанах и пабах. Там, чтобы заслужить аплодисменты, нужно не только чисто и красиво играть, но и показывать своим видом, как ты тащишься от того, что делаешь (даже если это не так).

Я немного отвлекся. Вернемся к композиторам и эстрадному стилю.
Не помню, говорил я это или нет - я вовсе не против использования группы контрабасов и бас-гитары в одном произведении. И в некоторых случаях эти два инструмента, играя в унисон, могут дать очень интересный звуковой эффект (при условии, что контрабасы играют pizzicato - то есть, щипком - и хорошо подзвучены). Но когда всю пьесу они играют одну и ту же партию - это как-то странно. В большинстве случаев за бас-гитарой контрабасов просто-напросто не слышно, и зритель, смотря на то, как музыканты стараются, а звука от них не идет, думает: "ага, расслабились, делают вид, что играют, вот негодяи...".
Проблема в том, что поговорка "век живи - век учись" не про всех композиторов. И чем они старше становятся, тем больше верят в свое "всемогущество". Поэтому я считаю, что самые адекватные композиторы те, что вышли из оркестрантов (дирижеров, кстати, это тоже касается). Ведь, отработав в оркестре хотя бы несколько лет, понимаешь, что какой бы гениальной не была музыка, сыграть ее идеально получается далеко не всегда. А все потому, что композиторы (ими сейчас все чаще становятся бывшие теоретики, которые раньше были пианистами) зачастую забывают, что у каждого инструмента есть своя специфика. Мол - "А что? За пределы звукового диапазона инструмента не вышел - и замечательно. Сыграют как-нибудь".

Здесь еще один фактор - хотя, кажется, я его уже упоминал, но, все же - для того, чтобы мешать академизм с другими музыкальными стилями, надо эти стили изучить. Да, как бы это не звучало, но в роке есть масса того, что изучить стоит, особенно композиторам, которые заявляют, что "способны на все". Больше всего меня взбесило высказывание Беньямина Юсупова про рок-музыку: "Я сейчас научу вас играть рок. Это очень просто. Тупо четыре четверти, и голову отключите". Это каким высокомерием надо обладать, чтобы так высказываться про стиль, который, скорее всего, нравится некоторым (а, может, и многим) оркестрантам, и в некоторых своих под-стилях очень близко приближается к академической музыке по своей сложности и насыщенности. И в то время, как большинство, поддакивая, мило хихикнули, я наполнился злобой. Так и хотелось выкрикнуть - "Да вы просто не знаете, что такое рок!" - или - "А послушайте Yes, Pink Floyd, Майка Олдфилда, Jehtro Tull и найдите там тупо четыре четверти и отключение головы!!". Ох, как я был зол. Но, в контексте данной статьи, хочется отдать Юсупову должное - он не использовал бас-гитару в тех сочинениях, которые мы исполняли. Хотя, если бы использовал, то они играли бы то же, что и контрабасы... Наверное)))

Теперь несколько слов об инструментовке. Давно уже хочу прочитать книгу Римского-Корсакова про правила инструментовки, но все никак не доберусь. Мои мысли по поводу использования бас-гитары и контрабаса, вы уже, наверное, поняли - можно в одном произведении, но с оговорками. Бессмысленно давать им одну и ту же партию. Лучше отпустить в этом произведении группу контрабасов; поверьте, мы, контрабасисты, давно уже мечтаем о произведении, где нас не было бы в партитуре. Ибо в оркестре струнники пашут больше всех.

Напоследок хочется сказать еще кое-что. Не все, что звучит в оркестровом исполнении, является академической музыкой. В предыдущих записях я уже упоминал, что симфонический оркестр - это гениальное изобретение человечества. И очень радостно, что оркестр очень далек от того, чтобы "кануть в лету". Просто хотелось бы больше логики в инструментовках и оркестровках с использованием электрических и электронных инструментов.

Спасибо за прочтение. Я прошу прощения у тех, кому этот текст мог показаться обидным - я просто высказывал свое мнение и делился личными соображениями. Если кто-то нашел здесь оскорбления, я приношу свои искренние извинения.

До новых встреч))) 

Вк
Splayn
Facebook
Instagram

Комментариев нет:

Отправка комментария

Последний поход короля

Приветствую )))  Да, литературу свою я здесь уже начал публиковать, но пусть текст этого сообщения останется без изменений.  Я до...