четверг, 17 мая 2018 г.

Почему редко исполняют Мясковского?

Здравствуйте все)))

Тема этой записи вовсе не животрепещущая, просто есть некоторые странности в мире академической музыки, оркестров, оркестровых директоров и дирижеров.


Николай Яковлевич Мясковский. Российский и советский композитор (именно в таком порядке). Родился в Российской Империи, умер в СССР. Написано им очень много произведений - 27 симфоний, 13 струнных квартетов, три симфониетты для струнного оркестра, несколько фортепианных сонат, и много чего еще. Для меня является одним из гигантов мирового симфонизма.

Итак, почему же творения такой мощной фигуры так редко можно услышать на сценах наших филармоний и других концертных площадках? Неужели настолько сложно написана его музыка? Да нет, я бы не сказал, тех же Шостаковича с Прокофьевым (современники Мясковского, кстати) играют чаще, хотя музыка у них посложнее будет. Хотя, Светланов в начале девяностых таки записал все двадцать семь симфоний Мясковского, но это когда было... Почему же сейчас не играют?

На самом деле, у меня нет ответа на этот вопрос. Да и вряд ли у кого-то ответ найдется. Хотя, давайте все же попытаемся разобраться. Представьте, что мы идем по улице и спрашиваем случайных прохожих: "Здравствуйте, скажите, пожалуйста, вы слушаете классическую музыку?" - если отвечают положительно, спрашиваем дальше: "А каких композиторов вы знаете?" - скорее всего ответят, что Моцарта, а из русских - Чайковского. Ну, может, кто-то вспомнит Бетховена с Глинкой. Спрашиваем дальше: "А Николая Мясковского знаете?" - ответ в 99.99% случаях будет отрицательный. А дальше рассказываем, сколько у Мясковского симфоний, сколько раз его награждали сталинскими премиями, к скольких кинофильмам он написал музыку. И в конце спрашиваем: "Вот, вы узнали про Н. Мясковского. Теперь, зная о нем, вы бы сходили на концерт его произведений?". Скорее всего ответят - "Да, наверное". Хотя, далеко не факт.

Одна причина найдена - Мясковский не популярен среди населения. И в какой-нибудь провинции, где народ итак палками не загонишь на концерты академической музыки, на исполнении симфонии Мясковского в зале будут "три калеки и две чумы". Что же делать?

Вариантов несколько - 1. Дирижировать должны известные дирижеры, которых знает публика. Вот только их немного - по пальцам пересчитать. 2. Концертные залы и филармонии провинций должны вкладываться в рекламу - хотя, это касается не только исполнений музыки Мясковского, но и в принципе, сейчас многие залы на академической музыке вообще практически никаких денег не собирают. 3. Всячески раздувать уникальность концертов, на которых звучат произведения Мясковского - но это, опять-таки к рекламе. 4. Снять и запустить несколько документалок про Николая Яковлевича на канал Культура - а его кто-нибудь сейчас вообще смотрит?..

В общем и целом, картина не очень. Лично мне посчастливилось исполнять всего три произведения Мясковского - струнный квартет №6, первую сонату для виолончели и ф-но и виолончельный концерт. Впечатлений масса. Несмотря на музыкальный язык первой половины двадцатого века, у Мясковского все очень красиво. Проникновенные мелодии, насыщенная фактура аккомпанемента. Позже, немного послушав его симфонии, я понял - в его музыке отразился весь тот ***дец, что творился в на территории России в первой половине прошлого столетия. Всем читателям моим советую - послушайте музыку Мясковского, она не сравнима ни с чем.

Спасибо за внимание и удачи всем)))

Вк
Splayn
Instagram

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последний поход короля

Приветствую )))  Да, литературу свою я здесь уже начал публиковать, но пусть текст этого сообщения останется без изменений.  Я до...