суббота, 7 июля 2018 г.

Немного о "саундтречной" культуре

Доброго времени суток)))


Как-то раз я очень вскользь затронул такую тему, как музыка к кино (а сейчас еще и к крупнобюджетным сериалам). Наверное, сделано это было специально для того, чтобы посвятить саундтреку отдельную статью тут.

Тема обширная и благодатная, особенно сейчас. Ведь раньше все было несколько по-иному. Но я не буду особо вдаваться в историю, ибо не так уж это важно. Лишь несколько фактов, а потом уже порассуждаю.

Саундтрек вообще - звуковая дорожка на видео-пленке. Так же саундтреком называется и музыкальный альбом с композициями из фильма, мультика, сериала или тв-передачи. Первый саундтрек был написан, как ни странно, к документалке, еще вначале двадцатого века. Первый коммерческий саундтрек был создан к мультфильму Диснея "Белоснежка и семь гномов".

А теперь - вперед, в дебри.
Что можно сказать - сейчас саундтрек стал больше, чем просто сопровождением к фильму. И тут имеются несколько факторов. Рассмотрим же их.
Изначально такая музыка писалась исключительно под видеоряд. И отдельно от видео никто особо не воспринимал саундтрек, да и не было в то время ни Циммера, ни Элфмана. Но, с развитием кинематографа, с появлением спецэффектов, повысились требования и к сопровождению фильма. Тогда музыка к крупнобюджетным блокбастерам стала обязана быть "эпичной", как и сама лента.

Не знаю, как для вас, а для меня самое великолепное кино-полотно в мире - это Властелин Колец. Да, я фанат Толкиена, но тут дело даже не в нем самом, а в том, как перенесли на пленку его творение. Если сравнивать с книгой - согласен, многое упущено даже в режиссерских версиях. Но как это сделано!.. Пересматривать никогда не надоест, никогда.
Однако, эта запись про музыку. И вот тут саундтрек именно такой, каким должен быть. Если разобрать музыкальный материал на лейтмотивы (темы персонажей и локаций), то их там окажется не меньше, чем в операх Вагнера. Да и с видеорядом совмещено великолепно - в общем, результат действительно качественной работы и творчества. А самое главное - можно слушать отдельно от видеоряда и совершенно не ощущать, что чего-то не хватает. Потому, что музыкальные темы развиваются, переплетаются и конфликтуют друг с другом - знающие люди увидят даже аналогию с академической музыкой. Ну и в бонус то, что все это на записи играет живой оркестр и поет живой хор. И еще кое-что немаловажное - эпичности тут навалом, но из-за насыщенности и сложности музыки, она отходит на второй план. Ибо писалось не ради эпичности, а ради того, чтобы помочь рассказать известную историю по-новому.

Далее. Звездные войны. Еще один пример, как музыка отлично гармонирует с видеорядом. Но слушать отдельно от видео уже тяжелее. Музыкальный язык Уильямса несколько сложнее, нежели у Шора (автора саундтрека к Властелину колец). Однако, все равно, один из легендарнейших саундтреков.

Читаете, читаете и мысль - а где же Циммер? Ведь именно Ханс Циммер сейчас считается "королем саундтрека" и самым известным кино-композитором. Да, с этим не поспоришь. Но сейчас, чем дальше, тем менее разнообразной становится музыка к кино. А все потому, что пишется она на заказ. Послушайте, например, симфонии Гайдна - они все похожи одна на другую, ибо написаны все на заказ. Так же и с музыкой Циммера. И, пока вы не предали меня анафеме, расскажу о тех саундтреках, которые для меня, все-таки, выделяются.

Музыка к фильму "Гладиатор" - автор Циммер. Еще один пример, когда эпичность достигается не только грохотом барабанов и низкой медью, но и всеми остальными инструментами симфонического оркестра. Саундтрек гигантский по размеру - около двадцати пяти композиций, да и сам фильм немаленький. В общем - рекомендую.
Так же отметим у Циммера саундтрек к фильму Интерстеллар. Задумчиво-космическая музыка - сочетание органа, фортепиано и струнных (в большинстве композиций) - идеально дополняет видеоряд. Хотя, в современных реалиях, непонятно уже, что больше друг друга дополняет - музыка видео или наоборот.
Наиболее известные творения Циммера - Пираты Карибского моря (2-5), трилогия Нолана про Бэтмена, фильм Начало (так же Нолана), Шерлок Холмс Гая Риччи, Человек из Стали, а так же мультфильм Король Лев (за которого Циммер получил Оскара), и т. д.

На самом деле, композиторов, которые работают на Голливуд, очень много. Помимо самых известных - Циммер, Шор, Уильямс, Ховард, Сильвестри, Хорнер (так неожиданно и скоропостижно нас покинувший) - есть еще масса менее популярных (в России, разумеется), например Александр Деспла, Дэнни Элфман, Гарри Грегсон-Уильямс, Тревор Рабин, Тревор Моррис и другие. Писать про них всех сейчас не буду, если интересно - Вики в помощь.

Итак, к крупно-бюджетным блокбастерам нужна эпичная и сильная музыка - это ясно, и факт сей не вызывает никаких отрицаний. Но, поскольку такая музыка народу нравится, то люди начали писать ее не только к фильмам, а просто так. И если сравнить, допустим, музыку из Властелина Колец с теми же Пиратами Карибского Моря - на мой взгляд оба саундтрека очень эпичны, но если проанализировать их, то Пираты написаны как-то проще. Да, присутствует тематизм, развитие тем (порой очень хорошее), записан так же живой оркестр и хор, но вот сам музыкальный материал отдельно от видеоряда ложится на ухо легче и быстрее. Вследствие этого саундтрек из сопровождения к видео стал совершенно самостоятельным стилем, который даже окрестили "эпическая музыка".

Вот тут и начинается самое интересное. Давайте-ка вспомним пятую и девятую симфонии Бетховена - они ведь тоже эпичны, еще как. Так же финал первой Брамса - очень даже мощно там все, особенно в конце. И в академической музыке таких вот "эпичных" примеров очень много. Отчего же никто не называет те вещи эпической музыкой? Какая разница, когда она написана - она же эпичная.

Вернемся в наши дни. Сегодня есть ряд композиторов, пишущих, по сути, саундтречную музыку, вот только нет фильма, где она бы звучала. Она просто "эпичная", просто так. Нет, я не говорю, что это плохо - Томасом Бергерсеном сам заслушивался, но только разово. Все дальнейшие прослушивания - в режиме фона. Иначе такая музыка просто-напросто надоедает. Она однообразна. Если, слушая музыку из Властелина Колец, Пиратов, Интерстеллара, Бесподобного Мистера Фокса и прочих шедевров, мы тут же представляем перед собой кадры из лент, то, слушая Бергерсена и ему подобных, перед глазами возникает что-то не совсем понятное, но, безусловно, эпичное - и то, если у вас хорошее воображение. К тому же, по музыкальному материалу такая музыка очень простая. Да, по количеству инструментов, по звуковой насыщенности - она сложная. Барабаны внизу бухают, медь гудит, скрипки наверху пищат, а если еще какой-нибудь этнический африканский вокал запоет - вообще огонь, эпично. Но вот мелодия и гармония весьма примитивны. Да и особо не развиваются, а просто повторяются. Поэтому и слушать не очень-то интересно, а переслушивать тянет только тогда, когда все остальное тоже надоело.

Но, взглянем правде в глаза - это вовсе не плохая музыка. Совсем нет. Да и работа по ее написанию, все-таки, была проделана. И такая музыка, на самом деле, нам нужна - не все же могут фоном слушать Малера, Брукнера, Бетховена или же сложный прогрессив-рок, типа Yes, Олдфилда, King Krimpson и других. К тому же любое творчество, безусловно, имеет право на существование и найдет свою аудиторию, каким бы плохим и бесполезным оно ни казалось некоторым.

Кажется, все рассказал. Напомню, что вышесказанное - всего лишь мое мнение. Спасибо за внимание, если кого-то обидел - простите, я не хотел, честно)))

Вк
Facebook
Instagram
Splayn
Youtube
Google+

2 комментария:

  1. Замечательная заметка! Хотелось бы ещё отметить восхитительную музыку Эдуарда Артемьева и Эннио Морриконе.Из Циммера ещё есть отличный OST к фильму "Скала"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо))) да много кого не упомянул, так уж получилось... надеюсь, не сильно расстроил)))

      Удалить

Последний поход короля

Приветствую )))  Да, литературу свою я здесь уже начал публиковать, но пусть текст этого сообщения останется без изменений.  Я до...